Android- и iPhone-приложения для сервиса микрозаймов [cмсфинанс}
Цель: повысить конверсию посетителей сайта в клиентов [смсфинанс} за счет создания мобильных приложений, позволяющих людям быстро и удобно становиться клиентами сервиса, получать займы, управлять их погашением.
Сервис моментальных онлайн-займов [смсфинанс} предлагает услуги по микрофинансированию, основанные на международных стандартах работы с клиентами. C момента своего основания компания работает по принципу честности и открытости сотрудничества.
Главные критерии работы [смсфинанс} — это качество и оперативность. Именно решением задачи по повышению качества и оперативности взаимодействия с клиентами занимались наша команда разработчиков мобильных приложений и команда заказчика.
Задача
Главной задачей нашего клиента было помочь аудитории сервиса: у пользователей смартфонов на базе Android и iOS часто возникали проблемы с использованием сайта на небольших экранах мобильных устройств, так как большое количество медиаконтента (изображения, видео) делало сайт довольно громоздким для мобильных браузеров и мобильного интернета. Многие потенциальные клиенты [смсфинанс} уходили с сайта, даже не завершив регистрацию.
За решением этой проблемы руководство микрофинансовой организации обратилось к нам. На языке маркетинга это называется повышением конверсии из посетителей в клиентов, на языке пользователей это вылилось в создание нового удобного способа получить небольшой заём до зарплаты через смартфон.
Для нашей команды разработчиков было важно, чтобы опыт взаимодействия пользователя с мобильным приложением оставался таким же полноценным, как и опыт регистрации через сайт. Сложность задачи состояла в том, чтобы повторить весь ключевой функционал веб-сервиса в мобильном формате и при этом достичь целевых показателей конверсии.
В процессе работы над проектом мы адаптировали функционал сервиса под мобильные устройства версий Android, начиная с 2.3 и заканчивая современными 4+, и позже, под iOS (iPhone) 7 версии и выше. Кроме того, мы добавили специфичные только для мобильного приложения уникальные функции.
Забегая вперед, расскажем, чего нам удалось достичь:
Иван Кардашов,
директор Improve Digital:
"Наше мобильное приложение для Android стало первым мобильным МФО-сервисом, получить заём в котором можно полностью дистанционно. В отличие от других существовавших на тот момент приложений для МФО, мобильный сервис [смсфинанс} не только позволяет одобрить лимит, но и получить деньги на карту, банковских счет, qiwi-кошелек или другими способами без участия операторов и сотрудников центров выдачи. Кроме того, приятно осознавать, что нам удалось заметно повысить конверсию посетителей сайта в клиентов и привести сервису новую аудиторию. В целом, у нас получилось создать уникальную мобильную историю, нешаблонные и очень гибкие приложения, полностью адаптированные под уже существующую систему."
Подход
Наша команда состояла из менеджера проекта, бизнес-проектировщика, UX-проектировщика, дизайнера, iOS-, Android- и java-разработчиков. Работу над каждой платформой мы планировали как отдельный проект. Так, например, Android-приложение создавалось в 6 этапов, каждый из которых подразделялся на несколько итераций. Одна только разработка включала в себя 8 итераций. Такой подход позволил выполнить оба проекта в срок и в пределах бюджета.
Ответственность команды Improve Digital
- Бизнес-проектирование: анализ бизнес-модели существующего сервиса, стратегия мобильного продукта;
- Составление технического задания;
- Проектирование UX/UI;
- Создание и отрисовка дизайна мобильного приложения;
- Разработка Android- и iOS-приложения (программирование, тестирование);
- Проработка взаимодействия мобильных приложений с сервером (программирование, тестирование);
- Публикация в Google Play и App Store;
- Техническая поддержка и развитие приложений.
Решение
Заходя на сайт смсфинанс со смартфона, посетитель автоматически попадает на мобильную версию сайта, предлагающую скачать удобное мобильное приложение либо обратиться к специалисту колл-центра. С помощью мобильного приложения пользователь может стать клиентом [смсфинанс}, отправить заявку на получение или повышение лимита по займам, оформить сам займ, получить необходимую информацию по условиям, срокам и порядку погашения.
Для начала пользователю предлагается зарегистрироваться или авторизоваться (если человек уже зарегистрирован на сайте). Большое внимание в финансовых приложениях уделяется безопасности и сохранности персональных данных, поэтому кроме пароля к аккаунту пользователю необходимо придумать пин-код, блокирующий доступ к приложению, в котором он уже авторизован:
Сервис [смсфинанс} автоматически проверяет каждого нового клиента на предмет благонадежности, поэтому сразу после регистрации пользователь ожидает одобрения лимита.
Как только лимит одобрен, приложение сообщает ему об этом через обновление статуса на экране и push-уведомление (в случае, если пользователь отвлекся или вышел из приложения). После этого открывается полный доступ к функциям взятия займа.
При оформлении займа приложение автоматически показывает сумму возврата и процент комиссии, таким образом пользователь всегда знает, чего ожидать.
Кроме того, пользователь может изучить все информационные разделы приложения, узнать о промо-акциях, посмотреть свой профиль.
Для выдачи денег [смсфинанс} использует различные сервисы, и в мобильном приложении мы также реализовали интеграцию с ними. Если пользователь выбирает способ получения наличными, то приложение предлагает ему ближайшие офисы системы выдачи наличных Contact. Если же выбирается безналичный перевод, то необходимо ввести данные карты или счета. В случае с выбором QIWI Wallet деньги отправляются автоматически, так как номер телефона клиента уже указан во время регистрации.
Приложения [смсфинанс} удобны для пользователей тем, что они содержат всю необходимую информацию о текущем статусе займа и о дополнительных возможностях, например, бонусах и акциях. Также пользователь может узнать о способах погашения и продления займов.
Для быстрого доступа к информации об истории займов, состоянии текущего лимита и займа, а также к персональным данным мы сделали удобный личный кабинет.
Одним из требований заказчика было сохранить интерфейс приложений простым и понятным для пользователей любого уровня технической грамотности, поэтому каждая иконка в приложении содержит подпись, а на экранах нет ничего лишнего.
Стиль приложений соответствует стилю сайта, однако интерфейс личного кабинета максимально упрощен.
Кроме того, большинство популярных функций сайта (информация об условиях и компании [смсфинанс}, возможность пригласить друга или написать отзыв) дополнены в мобильном приложении специальными функциями: пользователь может прямо из приложения позвонить в службу поддержки или воспользоваться удобным калькулятором для расчета своего займа.
Мы постарались сделать приложение максимально удобным, чтобы сократить для пользователя дистанцию между формальностями и непосредственным получением денег.
По анализу отзывов клиентов, люди ценят сервис за быстроту, дистанционность и качественную работу с клиентами.
Поскольку все взаимодействие с клиентами в [смсфинанс} построено удаленно (нет физических офисов), то и для заказчика, и для нас было важно отразить в UX и интерфейсе приложения основные преимущества сервиса.
Процесс выполнения проекта
Создание мобильных продуктов, отвечающих требованиям заказчика, ожиданиям пользователей и основным трендам рынка, мы построили по принципу полного цикла. Проект по созданию Android-версии длился около шести месяцев и был разбит на шесть этапов. Позднее разработка iPhone-версии заняла еще 3 месяца.
1. Бизнес-проектирование
Мы составили бизнес-модель всего сервиса и определили место мобильных приложений в ней. Мы также проанализировали отзывы клиентов [смсфинанс} о работе текущего сервиса и выделили основные вопросы, проблемы, с которыми сталкиваются пользователи, а также основные позитивные моменты, за что они любят [смсфинанс} и советуют своим знакомым и друзьям. Все это позволило в дальнейшем спроектировать UX приложений не только согласно гайдлайнам Android, iPhone и современным трендам, но и с наибольшей пользой для самих пользователей.
Составив портрет пользователя и получив от [смсфинанс} информацию, что перед микрофинансовой организацией стоит цель повышения качества клиентов, мы выделили критерии идеального пользователя и составили рекомендации по стимуляции критичных действий, которые в дальнейшем использовались при составлении технического задания и проектировании UX.
Поскольку одной из важных задач было сделать так, чтобы приложение соответствовало ожиданию пользователя, мы прописали бизнес-требования к приложению. Зачастую заказчики упускают этот момент, хотя он не представляет большой сложности. Так, например, одним из требований может быть "приложения должны быть удобными с точки зрения заполнения заявки и отслеживания статуса займа".
Мы также выделили KPI приложения (измеримые показатели эффективности) и предложили два варианта стратегии и инструменты к ним — те особенности UX и интерфейса приложения, которые помогут достичь выбранной стратегии. На финальной презентации заказчиком была выбрана комбинация из обеих предложенных стратегий, которая и легла в основу всего продукта.
2. Составление технического задания (ТЗ)
Мы разработали ТЗ по нашему специальному формату, обновляя его с каждым новым этапом проекта. Достоинство используемого шаблона в том, что составленное по нему техническое задание содержит много информации для разработчиков, которую не нужно с каждым новым этапом выуживать из заказчика либо из менеджера проекта. При правильном использовании шаблона вся важная информация становится описана и понятна.
Дарья Ахмерова,
менеджер проекта:
"От полноты и качества технического задания во многом зависит планирование всего проекта. Мы строим ТЗ на основе выводов из этапа бизнес-проектирования, вписываем в него выбранную стратегию и описываем функциональные блоки исходя из данных бизнес-проектировщиком рекомендаций. В первую очередь, ТЗ полезно для UX-проектировщика и дизайнера, совместными усилиями которых создается интерактивный прототип приложения и утверждается с клиентом."
3. UX проектирование, создание интерфейса, отрисовка дизайна
Мы провели проектирование UX/UI, создали плоский современный дизайн на основе брендбука компании. Во время этого этапа мы дважды создавали и тестировали интерактивный прототип приложения в inVision, что потом позволило быстро и успешно утвердить его у заказчика.
По нашему опыту, прототип наиболее ценен на этапе дизайна, так как во время проектирования заказчику еще сложно представить, как будут выглядеть экраны, и на некоторые особенности взаимодействия экранов можно закрыть глаза.
Задача прототипа на этапе дизайна — это показать готовую копию будущего приложения, утвердить ее с заказчиком и перейти на этап программирования с четким пониманием того, как должно выглядеть и работать приложение. Мобильные прототипы помогают сэкономить на исправлениях и доработках в следующих этапах. Также прототип позволяет свериться с выбранной стратегией и в случае, если произошло ненамеренное отклонение, быстро внести необходимые корректировки.
4. Программирование и тестирование
После этапа UX-проектирования и дизайна техническое задание переходит в новое качество, дополняется скриншотами каждой функции и комментариями для разработчиков. Таким образом, к моменту старта этапа программирования у команды разработчиков есть живой и подробный документ, на основе которого планируются итерации разработки и отслеживается их выполнение совместно с заказчиком.
Собственно разработка приложения заняла по месяцу работы двух команд: мобильной и серверной на каждую платформу. Наличие подробного ТЗ и прототипа к этому моменту позволило избежать так часто случающихся недопониманий и недоговоренностей между заказчиком и сугубо технически ориентированной командой разработчиков.
Александр Зарубин,
руководитель команды серверной разработки:
"Тесное взаимодействие обеих команд в процессе работы позволило оперативно решать все возникающие вопросы, совместно тестировать функционал. В первом релизе Android-приложения у нас возникли небольшие сложности с интеграцией мобильного приложения и сервера, но мы учли полученный опыт, и вторая часть проекта, а также весь проект для iPhone прошли очень быстро и гладко."
5. Публикация в Google Play и App Store
У каждого из магазинов есть свои правила публикации. Если в Google Play приложения проходят постмодерацию (то есть оцениваются модераторами только выборочно в случае жалоб), то в App Store каждое приложение проверяется. При регистрации, чтобы выдать заём дистанционно, мы запрашиваем у пользователя довольно много данных. Это могло вызвать вопросы у модераторов App Store, и мы заранее подготовили подробное письмо с доказательствами законности и необходимости запрашиваемых данных. В результате iPhone-приложение прошло модерацию с первого раза.
6. Техническая поддержка и развитие
В данный момент приложения активны для скачивания в Google Play и в App Store, ведется техническая поддержка и планируется дальнейшее их развитие. Наши эксперты регулярно исследуют рынок приложений финансового сектора и предлагают клиенту не только техническое сопровождение, но и помогают улучшать его мобильную историю целиком. Таким образом, мобильные приложения остаются актуальными и максимально удобными для пользователей.
Приложение [смсфинанс} доступно в Google Play:
http://tiny.cc/smsfinance
и в App Store:
http://tiny.cc/appsmsfinance
Это всего лишь один из множества примеров эффективных красивых решений, реализованных нашей командой. Начните сотрудничество с нами сегодня: заполните форму брифа или напишите нам письмо на [email protected], наш консультант свяжется с вами в течение суток.