Неточная оценка бюджета мобильного проекта — это нормально

 

Каждый раз, когда к нам приходит клиент с новой идеей мобильного приложения, это означает для нас небольшую морально-этическую дилемму. С одной стороны, мы стремимся к тому, чтобы заказчик во время первого разговора с нами чувствовал себя комфортно и получил все ответы на интересующие его вопросы.

С другой стороны, все без исключения клиенты хотят услышать от нас оценку стоимости проекта, а мы на основе многолетнего опыта знаем, что любая оценка до утверждения окончательного технического задания (ТЗ) является умозрительной. Получается, что дать ответ на самый главный вопрос мы якобы не можем, а поскольку оценка может значительно измениться в ходе дальнейшей эволюции проекта, то еще и ставим клиента в некомфортную ситуацию.

Почему так происходит и что не так с точностью оценки? Дело в том, что в нашем понимании "точность" означает такую оценку, которая в дальнейшем не станет значительно меняться, особенно в сторону повышения. Ведь переоценка бюджета является нежелательным событием для любого клиента. Но назвать точную цифру во время первого разговора с клиентом — это верх непрофессионализма, и немногие понимают, почему так. Как раз об этом я и расскажу в данном материале.

Как растет точность оценки стоимости по мере развития проекта

Как мы уже писали в более раннем материале, на определение бюджета мобильного приложения влияет множество факторов. И каждый из них может сделать начальную прикидочную оценку стоимости проекта ошибочной. Многие заказчики, ранее не работавшие в сфере IT и digital, не знают об этих факторах, поэтому мы всегда стремимся к максимально открытому диалогу с каждым из них: нам важно не только задать какое-то количество вопросов из типового брифа, но и углубиться в бизнес клиента, понять цели мобильного приложения и предложить возможные способы их эффективного достижения.

Практика показывает: в момент начала общения с любым потенциальным партнером данных для точной оценки стоимости разработки мобильного приложения недостаточно всегда. Почему всегда? Причин много: или ТЗ в стадии написания, или какие-то пробелы в концепции приложения, которые существенно могут влиять на стоимость реализации тех или иных функций. Да и требования к приложению, казалось бы, четкие и ясные в момент создания идеи, могут неоднократно поменяться в процессе развития проекта. Кроме того, многие из вопросов, которые мы задаем клиенту, могут быть отвечены только в режиме глубокого исследования, особенно, если речь идет о создании мобильного стартапа.

Получается неприятная ситуация: в момент начала сотрудничества точно прописать и оценить объем всех работ практически невозможно. Но есть и хорошие новости: мы практически всегда можем определить точную стоимость начальных этапов — разработки стратегического концепта мобильного продукта, написания технического задания. Соответственно, переходя от этапа к этапу, мы можем постепенно уточнять стоимость всего проекта в целом. И это естественно и нормально, потому что каждый пройденный этап работ дает ответы на основные вопросы следующего.

Точная оценка всего проекта в ответ на ваш запрос — это риск. В первую очередь, ваш риск

Открою небольшой секрет: любой разработчик, который вам вместо вилки цен дал точную оценку в ответ на самый первый запрос, на самом деле точно так же страдает от отсутствия полных данных для оценки. Но он либо заложил в этот точный ценник все возможные и невозможные риски (а значит цена сильно завышена), либо не защитил вас как заказчика от разрастания сметы проекта по ходу работ. И не важно, какой из этих сценариев реализуется в конкретном случае, обманут вас в любом из них, а это неприятно. Поэтому знайте: с теми, кто в ответ на ваше короткое письмо с основной идеей приложения пишет точные цены и даты, работать опасно. 

Вы, конечно, имеете полное право нам не верить. Мы тоже себе иногда не верим, но уж слишком часто к нам приходят заказчики со словами: "я уже работал с другими разработчиками ранее, но теперь, видимо, придется все переделывать". А ведь в большинстве случаев подкупает либо низкая цена, либо точная и кажущаяся незыблимой цифра, которая стала стремительно разрастаться с появлением первых сложностей.

От всего не застрахуешься

Почему еще мы говорим о том, что начальная оценка стоимости продуктов по определению не может быть точной? Здесь можно вспомнить о тех "подводных камнях" любого проекта, с которыми может столкнуться его owner в процессе развития. Какие-то из них опытные разработчики оценивают как вероятные риски и закладывают в смету работ, тем самым страхуя заказчика. Но какие-то могут произойти вопреки любым предсказаниям:

  • может выясниться, что реализация какой-то из функций сопряжена со значительными техническими сложностями и раздувает бюджет и сроки работ, и что-то придется переделывать и переоценивать по ходу проекта;
  • неожиданные изменения внешней среды (например, выход нового игрока на рынок, релиз нового устройства или новой OS) могут повлечь пересмотр концепции всего приложения;
  • смена концепции может повлечь за собой коренную переработку дизайна, а это тоже будет изменять сроки и стоимость всего проекта...

— таких непредвиденных ситуаций может быть множество, и не все возможно предугадать в момент старта.

Если оценка поэтапная, то чего ожидать на каждом этапе?

Итак, как я уже описал выше, определение цены каждого этапа — это задача этапа предыдущего. И в самом начале сотрудничества мы, как ответственная компания, можем сказать и обосновать точную цену только того этапа, с которого начнем работу над проектом. По поводу всего проекта мы даем только ориентировочный разлет стоимости, чтобы вы могли представлять общий порядок цен при работе с нами. Звучит слишком обобщенно? Давайте посмотрим на примере.

1. Первый разговор менеджера-консультанта с заказчиком

Во время первого разговора с вами мы ближе знакомимся с задумкой вашего проекта, заполняем бриф. Наш консультант может поделиться опытом и озвучить, в какую вилку цен обычно вписываются проекты такого рода. Это поможет вам представить очень грубо, во сколько может обойтись подобное вашему типовое приложение. Давайте представим, что вы решили создать свою мобильную социальную сеть для любителей рыбалки, которая будет интегрироваться с другими соцсетями. Мы ориентировочно прикидываем, что такие проекты укладываются в диапазон 1-3 миллиона рублей.

2. Более детальное обсуждение состава работ и переход к этапу бизнес-проектирования

Затем вместе с нашим консультантом вы обсуждаете состав работ, собираете вместе все данные по проекту. Здесь мы, скорее всего, предложим вам начать совместную работу с этапа бизнес-проектирования. Этот этап заключается в прояснении бизнес-требований к результату, построении бизнес-модели будущего мобильного продукта, изучении похожих продуктов и выборе стратегии его создания и запуска. Предлагая начать с этого этапа, мы всегда четко озвучиваем его стоимость и сроки. Оценив масштаб проекта и конкурентную среду приложений для рыбаков, мы говорим: этап будет стоить 120 тысяч рублей.

Иван Кардашов,
директор Improve Digital:

"В нашем опыте есть истории, когда результаты стратегического концепта и вовсе ведут к окончанию работ по изначальной идее и, как следствие, мы настоятельно рекомендуем клиенту бюджет на эту идею не тратить. Например, анонсирование Яндексом выхода на рынок платформы для мобильных платежей в рамках обновленного сервиса Яндекс.Маркет однозначно говорило нам, что в перераспределении этого рынка появится новый мощный игрок, и закрывать глаза на это было бы преступлением с нашей стороны. Осознав это, мы предложили клиенту не рассчитывать и не тратить бюджет на изначальную идею, то есть по сути оценка проекта уточнилась и стала равна нулю. Когда этап бизнес-проектирования показывает отрицательный результат, мы всегда предлагаем клиенту рассмотреть другие варианты достижения его целей. Наиболее интересный из вариантов клиент вправе был заложить в основу будущего проекта. Только проект этот заново должен пройти тот же путь, что и первый запрос от клиента. А это уже совершенно другая история."

3. Переходим к техническому заданию

Результат бизнес-проектирования передается на следующий этап — составление технического задания по нашему специальному формату. Стоимость этапа ТЗ мы также можем четко сказать и представить вам даже в самом начале проекта. Обычно ТЗ стоит в районе 30-70 тысяч, но по итогам бизнес-проектирования мы окончательно вникли в технические особенности функций приложения, и теперь знаем, что оно будет стоить 55 тысяч рублей. Эту стоимость мы и согласуем с вами.

4. Только теперь оцениваем и начинаем UX/UI-проектирование и дизайн

Большинство клиентов еще на самом первом шаге спрашивает, сколько будет стоить дизайн или программирование под конкретную платформу. Но то, каким будет дизайн и под какие платформы целесообразно выпускать приложение, решается только по итогам бизнес-проектирования! И конкретизируется в ТЗ. И только после финальной презентации стратегии приложения, после согласования первой версии ТЗ мы готовы сказать вам, сколько стоит проектирование UX и отрисовка дизайна. Представим, что в рассматриваемом нами примере проектирование интерфейса и создание дизайна мы вместе с вами решили рассчитывать на 2 платформы — iPhone и Android. Поскольку у нас уже есть ТЗ, мы понимаем, во сколько обойдутся все работы по проектированию интерфейса и дизайну, и выставляем вам счет на 360 тысяч рублей.

5. Есть дизайн — можно программировать

Только после утверждения вами готового дизайна мы можем посчитать, сколько денег и времени уйдет на реализацию этого дизайна в коде, то есть сколько стоит этап программирования и тестирования. Дизайн у нас на руках, а значит и оценка этапа программирования наконец-то стала супер-точной. Для наших гипотетических рыбаков пусть это будет сумма в 690 тысяч на обе платформы.

6. Публикация в магазины приложений

Дальше все немного проще: этап публикации приложения в App Store и Google Play имеет фиксированную стоимость. В зависимости от объема работ мы также озвучим вам конкретную сумму: пусть это будет по 15 тысяч на каждый магазин, значит 30 тысяч в итоге за этап.

7. Техническая поддержка и развитие приложения

Техподдержку мы осуществляем бесплатно в течение полугода, а все доделки по развитию оформляются допсоглашением и оцениваются отдельно. Или, если развитие подразумевает реализацию новых блоков функций, стартует новый проект с обновленным ТЗ... ну, и далее вы уже знаете, как все устроено.

В итоге счастье рыбака обошлось вам в 1 миллион 255 тысяч рублей. Вы имеете на руках готовый продукт, который можно продвигать, развивать дальше на основе отзывов пользователей, улучшать и добавлять новые функции.

Как вы видите, такой поэтапный подход гарантирует, что оценка каждого следующего этапа перед его началом всегда точна. При этом стоимость более позднего этапа работ (например, программирования) может значительно измениться после этапа дизайна по сравнению с тем изначальным разлетом стоимости, который мы давали до старта проекта (там было 1-3 миллиона рублей, помните?). Конечно, не будем кривить душой, бывает и такое, что финальная стоимость еле-еле вписывается в изначальный разлет и оказывается, что из 1-3 млн на деле приходится потратить 3 миллиона 220 тысяч. Мы всегда предупреждаем клиента о таких рисках и предлагаем варианты дальнейших действий. Таким образом вы можете не переживать: контроль общего бюджета проекта всегда останется в ваших руках.

Будьте хозяином своего бюджета

Что же делать, если и хочется работать с надежным подрядчиком и заранее узнать (озвучить инвестору) точную цену всего проекта? Только определить его самому.

Только вы можете точно решить, сколько точно вы готовы потратить на мобильное приложение. Мы можем лишь дать вам ориентиры для принятия окончательного решения. Либо мы можем изначально обсудить с вами верхнюю границу общего бюджета и в дальнейшем ориентироваться на нее при расчетах. Это защищает от непредвиденных трат на мобильное приложение и стимулирует поиск экономичных решений.

 

В заключении хочу подытожить:

  1. Неточный бюджет мобильного приложения на ранних этапах работы над ним — это правильно. Более того, любые точные оценки в этот момент являются явным признаком недобросовестного разработчика. Такой подрядчик либо получит сверхприбыль за ваш счет, либо в дальнейшем будет требовать бюджетоёмких дополнительных работ, которые к тому же растянут сроки релиза приложения.
  2. Правильные разработчики работают поэтапно, разумно принимают ответственность и всегда предупреждают клиента о рисках.

Приходите к нам, рассказывайте о своих идеях, обязательно задавайте нам вопросы — и мы расскажем, сколько точно стоят начальные шаги на вашем пути к собственному мобильному приложению!

Автор статьи:
Андрей Савченко,
заместитель коммерческого директора
в Improve Digital

 

Понравилась статья? Поделитесь с коллегами и друзьями:

 
Open