Почему не нужно инвестировать в создание мобильного приложения?

 

 

Количество мобильных приложений в Google Play и App Store к 2014 году перевалило за 2,5 миллиона. Если текущие темпы роста сохранятся, к 2017 году эта цифра удвоится. Неудивительно, что с ростом рынка мобильных приложений растет и число желающих инвестировать в их создание. В этой статье пойдет речь о том, почему свыше 70% инвестиций в создание мобильных приложений-стартапов никогда не окупятся и что нужно знать, чтобы избежать основных ошибок при создании мобильного стартапа.

Продуктовый подход

У себя в Improve Digital мы пропагандируем продуктовый подход к созданию мобильных приложений. Это облегчает жизнь нам и повышает эффективность коммуникаций с нашими клиентами. А подходим мы к приложению прежде всего как к отдельному бизнес-продукту (или бизнес-услуге) наших клиентов.

Сразу отмечу, что речь идет про бизнес-приложения, а игры из рассмотрения исключены сознательно, так как игровая индустрия — это отдельный мир со своими правилами и законами.

По нашему опыту мобильное приложение в бизнесе может быть востребовано в трех случаях.

1. Продукт для внутренних клиентов бизнеса

В данном случае мобильные приложения служат для автоматизации внутренних бизнес-процессов компании. Такие продукты не доступны широкой аудитории, и ими пользуются исключительно сотрудники компании-клиента. Например, приложение для водителей такси, через которое они получают заказы.

2. Дополнительный продукт (услуга) для повышения ценности основных продуктов бизнеса

Это так называемые брендированные приложения. Заказывают их преимущественно представители крупного бизнеса. Основная задача этих приложений — давать пользователям удобные дополнительные услуги, за счет которых они будут с большей радостью, удобством и частотой пользоваться основными продуктами компании. Например, мобильный банк-клиент, который позволяет клиентам банка управлять своими счетами и картами. При этом банк с его помощью должен улучшать продажи дополнительных услуг (иначе для банка приложение будет скорее вредным, нежели полезным).

 

3. Самостоятельный продукт

Это такие мобильные приложения, непосредственно на которых бизнес собирается зарабатывать. Например, одно из множества приложений, которые позволяют управлять личными финансами, и вы платите за них $1, скачивая из App Store. Стартапы, в основе которых мобильное приложение, относятся именно к этой группе.

Жить стало лучше, жить стало веселее

Разбирая почту, наши менеджеры по работе с клиентами получают десятки запросов на разработку мобильных продуктов. По нашей статистике качество запросов от первых двух групп (приложения для внутренних клиентов и брендированные приложения) за последние полтора года существенно выросло. Представители бизнеса, заказывающие себе мобильное приложение, стали считать эффективность инвестиций (чего не было еще пару лет назад). Они не начинают работу, пока не получат ответы на вопросы о том, как мобильное приложение будет встроено в цели бизнеса, какие у него будут KPI, как часто они их будут мерить и так далее.

С третьей группой дела обстоят несколько иначе.Частные инвесторы и компании, задаваясь вопросом, куда потратить свободные деньги, последнее время заметно чаще стали рассматривать рынок мобильных приложений. Однако статистика — вещь упрямая: из 100 обратившихся к нам, 90 мы вынуждены отказывать. 10 оставшихся мы глубоко и долго консультируем, и 8 из них отговариваем вкладывать деньги в мобильные продукты.

В основе роста инвестиционного интереса к мобильным приложениям мы видим несколько распространенных мнений.

Мнение первое: все так делают (модно).

Рынок мобильных приложений как в России, так и в мире действительно растет. Однако несмотря на рост рынка по-настоящему успешных приложений, увы, не так уж и много.

Вадим Митякин, директор и основатель студии ГАЛС софт советует задумывающимся о создании собственного мобильного продукта посмотреть на свой смартфон и ответить на вопросы: сколько приложений вы используете регулярно? И какие из них, на ваш взгляд, приносят своим создателям доход?

Вадим Митякин,
директор и основатель студии ГАЛС софт:

"Успех приложения в глазах пользователей не всегда означает успех для создателей приложения. Приложение может быть установлено на сотнях тысяч смартфонов, но не приносить дохода. Успех приложения это все-таки достижение целей проекта, который ставил перед собой разработчик. Особенно это касается приложений, не приносящих доход самих по себе, например Яндекс.Карты".

Мнение второе: мобильный продукт можно создать за $ 10 000-20 000 (дешево).

Данное мнение, на наш взгляд, подогревается тем, что рынок мобильных приложений по-прежнему находится в процессе формирования, и у массового заказчика нет сформированных критериев выбора исполнителя для разработки мобильного приложения. На сформированных рынках, например, на автомобильном, никому не придет в голову прийти в салон Infiniti и просить продать автомобиль за 300 000 рублей. А на рынке мобильных приложений подобное поведение встречается сплошь и рядом. Более того, всегда найдутся ребята, которые с радостью освоят ваш бюджет, пообещав, что их “Infiniti” хоть и в 20 раз дешевле, чем у официального диллера, но по своим характеристикам ничем им не уступает.

Если вы раздумываете о создании мобильного продукта, в качестве ориентиров на разработку первой базовой версии я рекомендовал бы закладывать $ 50 000 — 100 000. Плюс иметь такую же сумму на продвижение и еще такую же сумму на дальнейшее развитие.

Вадим Митякин,
директор и основатель студии ГАЛС софт:

"Основные средства как ни странно должны пойти на проработку самой бизнес-идеи, на продвижение и в дальнейшем на кропотливую ежедневную поддержку. В общем бюджете стоимость разработки самого приложения не является доминирующей. В этом, кстати, заключается главная ошибка — нельзя просто разработать хорошее приложение, это только половина дела".

Мнение третье: современные технологии позволяют создавать приложения всем желающим (доступно).

Отчасти это так: создать какой-нибудь калькулятор при желании и среднем уровне владения ПК сможет и студент. Но кому сейчас нужен еще один калькулятор? Если вы хотите создать приложение, которое действительно будет приносить деньги, то надо позаботиться о таких вещах как проектирование, дизайн, непосредственно мобильная разработка, серверная разработка, интеграция с различными сервисами, тестирование, публикация, сопровождение. Важно, чтобы каждый из этих специалистов отработал в своей отрасли не менее 5-7 тысяч трудочасов. А для того чтобы все они работали слаженно, необходим еще и менеджер, также с опытом управления проектам на несколько тысяч ч/часов. И на самом деле студий, которые сочетают в себе эти экспертизы в России, вряд ли найдется два десятка.

Вадим Митякин,
директор и основатель студии ГАЛС софт:

"Успешных приложений немного. Это довольно сложная задача, одной удачи здесь недостаточно, требуется профессиональный подход. Как заказчиков, способных правильно сформулировать задачу, так и разработчиков, способных реализовать идею, не потеряв ничего по пути, немного".

Итак, вы решили рискнуть

Первое, о чем стоить помнить, — вы действительно рискуете. Риск — неотъемлемая часть бизнеса. Профессиональные инвестиционные фонды это хорошо понимают, поэтому не ждут чудес и всегда морально готовы к тому, что результаты полугода работы могут “уйти в стол”, а инвестиции могут не окупиться. Если вы решили делать мобильный продукт (как в общем-то и любой другой продукт), заранее продумайте самый худший вариант развития событий — это поможет более реалистично подойти к оценке идеи.

Если риск вас не смущает, и рынок мобильных продуктов очень интересен, стоит вспомнить, что на этом рынке много всего уже есть. Потратив время на изучение уже существующих приложений, вы очень быстро убедитесь, что у вас не так уж много шансов сразу выйти на этот рынок с продуктом, который сразу станет популярным.

Наличие продуманных ответов на простые вопросы добавит вам +100 к карме:

  • в чем уникальность вашего продукта?
  • какую проблему реальных людей вы планируете решить?
  • как сейчас эти люди решают эту проблему? почему они будут пользоваться вашим продуктом?

Именно с этих вопросов мы начинаем работу с клиентами. И, увы, не получив разумного ответа, с большинством запросов на этом и заканчиваем.

Аня Дворникова,
руководитель отдела маркетинга и PR, бизнес-проектировщик мобильных проектов:

"Проблема многих непрофессиональных инвесторов и начинающих предпринимателей в том, что они зацикливаются на придуманном им способе решения проблемы, а не на самой проблеме. Мысль о том, что их будущие пользователи уже как-то решают эту проблему, что у них уже есть какое-то мнение на этот счет, почему-то ставит стартаперов в тупик. Хотя на самом деле именно с этого и стоит начать разработку любого нового продукта — пойти “в люди” и спросить их, будущих пользователей, чего они хотят и чего им не хватает. Есть простая и гениальная, на мой взгляд, фраза, которая обобщает суть маркетинга для любого стартапа: ваши потребители — это, пожалуй, самые эффективные консультанты, которых ваша компания способна нанять. К сожалению, многие приходящие к нам заказчики любят себя больше, чем своих потребителей. С такими нам, увы, не по пути".

Бизнес-моделей, где мобильное приложение — самостоятельная, ни от кого не зависящая сущность — единицы. Как правило же, для того, чтобы мобильное приложение начало приносить доход, необходимо установить множество партнерских связей. Например, если монетизировать приложение планируется за счет рекламы, необходимо рекламодателей искать, заключать с ними контракты, а после — обслуживать. Для этой работы, возможно, потребуется сформировать клиентский отдел человек в 10-15. Наличие такого отдела может быть критичным для бизнеса, но к непосредственной разработке приложения не иметь никакого отношения. Важно очень хорошо понимать модель будущего бизнеса и роль мобильного приложения в нем.

Аня Дворникова,
руководитель отдела маркетинга и PR, бизнес-проектировщик мобильных проектов:

"В своей практике для построения бизнес-моделей мобильных продуктов мы используем технологию Александра Остервальдера и Ива Пинье. Нам он нравится тем, что помогает структурировать поток сознания клиента, разложить бизнес-модель на составляющие, описать четко каждую из них и посмотреть на них как на целое, увидеть критичные взаимосвязи.

Только утвердив бизнес-модель и критерии успеха, мы переходим к составлению технического задания и непосредственно разработке приложения. На самом деле это лишь один из методов, вы можете использовать любой другой, который бы дал вам возможность посмотреть на бизнес стратегически и определить роль мобильного приложения в нем".

В бизнесе, как известно, есть доходы и расходы. А их разница должна быть величиной положительной. Запуская мобильный стартап, вы можете долгое время не видеть желаемой прибыли. Более того, вы можете инвестировать в проект, запустить его, а после запуска понять, что надо все переделать. Готовы ли вы к этому?

Резюмируя, хочу сказать, что у меня есть две новости для тех, кто дочитал до этого места. Первая заключается в том, что распространение широкополосного доступа в интернет вкупе со снижением его стоимости и повсеместное распространение мобильных девайсов способствовали становлению мобильной разработки в одно из самых перспективных направлений для мировой ИТ-отрасли и соответственно для стартапов. Вторая — в том, что на сегодняшний день это высококонкурентный рынок с сильными игроками, переполненными каталогами в магазинах приложений и требовательными покупателями.

P.S. или вперед к успеху

Существующие тенденции на рынке мобильных приложений задают как возможности, так и ограничения. Профессиональные студии, у которых в портфолио есть как успешные кейсы, так и те, о которых не принято говорить, на презентациях вынут из вас душу, но докопаются до сути, прежде чем приступят к работе. Может случиться и так ,что вы не хотите никому ничего доказывать, придумали действительно что-то гениальное, уверены в своей идее, знаете как захватить рынок. В таком случае не ходите в мобильные студии, набирайте команду единомышленников и меняйте мир.

Надеюсь, что эти советы помогут вам в будущем!

Автор статьи: Николай Мортиков,
Коммерческий директор
в Improve Group

 

Понравилась статья? Поделитесь с коллегами и друзьями:

 
Open