Не разводиться, не увольнять сотрудников, не “убивать” бизнес — заповеди сколковца

 

Как происходит обучение, что происходит со сколковцами после, а также почему всех студентов просят не разводиться во время учебы— читайте в экзистенциальном интервью с Колей Мортиковым, CEO Improve Group.

 

Задачи, которые передо мной стояли в бизнесе в 2016 и 2017 — это были задачи, которые я ни разу до этого не решал. Это вообще какая-то подлость, что приходится такое решать! Они не типовые, не описаны в учебниках, в моём ближайшем окружении мало кем решались или никем не решались вовсе. Поэтому я искал варианты, где я мог бы почерпнуть знания.

Сколково мне предложил друг, мы думали над кооперацией его бизнеса с нашим, и эта площадка могла помочь нам. Мы выбрали программу “Практикум для директоров”. Тогда я думал, что получу новую тусовку и смогу использовать её в продажах — и это уже хорошо, целесообразно. Из всех сколковских программ эта считается самой успешной, интересной, потому что её выбирают действительно мотивированные люди: собственники малого и среднего бизнеса.

Предварительный отбор на “Практикум для директоров” — это интервью с директором программы, в ходе которого вы оба понимаете, совпадают ли ваши интересы. У меня всё совпало, не было желания бросить, хотя процесс обучения очень тяжелый, не все выдерживают. Меня сильно ломало, было сложно ориентироваться: непонятно, что и зачем происходит. Я пошёл с вопросами к директору программы и получил гениальный ответ: а тебе в твоём бизнесе кто рассказывает, что дальше будет, как быть, как жить, как действовать? В Сколково готовы рассказать всё, что они закладывали в программу, чего ждут от неё, но что делать конкретно тебе — это твой выбор. В своем бизнесе ты постоянно находишься в ситуации неопределенности, работаешь с ней, и нет никого, кто придёт и скажет: нужно действовать так, вот правила.

Обучение строится на твоём бизнесе, на реальных проблемах, сложностях. Ты работаешь над своим проектом в небольшой группе, которая формируется по принципам схожести запросов. Задача — проработать свой проект и проработать некоторую схему, которая бы объединяла логику работы с подобной ситуацией. Много работы с группой ты не можешь сделать в течение дня, потому что на неё выделяется, например, полтора часа. Понятно, что это нереально сделать за такое время, поэтому если ты работаешь на результат, то приходится сокращать сон и доделывать ночью.

Итог твоей работы — защита проекта. Цель от защиты у каждого своя, ты приглашаешь ключевых стейкхолдеров, которых тебе важно вовлечь в проект. Мероприятие длится 45 минут, из них 5 минут подготовительных, потом 7 минут ты рассказываешь о проекте, после чего ты замолкаешь и 20-25 минут приглашённые люди сами обсуждают, что услышали. Их задача — обсудить и до чего-то договориться (либо не договориться). После этого есть некоторое соглашение о намерениях, которое все подписывают. Ты сам выбираешь, кого зовешь: партнеров, конкурентов, инвесторов, внешних экспертов. В этом плане Сколково — место ресурсное, ты можешь познакомиться с кем угодно.

“Меня сильно ломало, была полнейшая дезориентация, никто ни о чем не рассказывает: что будет и как”

Сколково с высоты похоже на картину Малевича: сооружение грандиозное, очень необычное, сложно спроектированное. Архитектурные решения во многом инновационные, и кампус, и гостиница находятся в одном месте, внутри много запутанных ходов, поэтому легко запутаться и заблудиться. В один из первых дней я пошёл на утреннюю пробежку, спустился в лифте не туда, прошёл через холл и оказался в небольшом тамбуре, выйти из которого не смог — нужен был другой пропуск. Я понял, что в 7 утра там будет мало случайных прохожих и прикинул, что есть 3 варианта: сидеть и ждать, разбить стекло или кричать о помощи. Я покричал, прибежали перепуганные уборщицы, вызволили меня оттуда минут через 15.

Первый день начался очень интересно — с бизнес-игр. Я подумал: “Ну, подумаешь, бизнес-игры, я видел в своей жизни сотни бизнес-игр”. В этой игре надо было что-то покупать и продавать, и на разборе я понял, что я делал совершенную ерунду (хотя в процессе мне так не казалось). Бизнес-игры показывают, моделируют жизненную ситуацию, у тебя есть правило, под которое ты подстраиваешься, действуешь так же, как другие люди. К примеру, у меня была роль губернатора, я действовал как губернатор — по инструкции, а когда на разборе игры меня спросили, зачем это надо лично мне, чего я хотел добиться, “ты же не реальный губернатор!”. На этом вопросе я подзавис, и это дало мне очень важное осознание: есть я, мои личные цели и ценности, и есть бизнес. С ним мы сосуществуем очень плотно (поэтому я мыслил с ним себя едино), но это разные вещи, разные истории. Связанные — безусловно, но разные.

“Развитие — это очень больно”

Только в книжках пишут, что развитие — это прикольно. На самом деле, развитие — это очень больно. Тебе нужно начинать делать что-то принципиально иначе, отрабатывать какой-то новый навык, который у тебя не сформирован. Бытует мнение сейчас, что развитие — это, например, сходить с утра позаниматься йогой. Но это только подготовка к развитию, настрой. Развитие формирует разрывы, поэтому три базовые вещи, которые нас просят не делать в период обучения: не разводиться, не увольнять сотрудников и не "убивать" свой бизнес.

Это может смутно звучать, но крайне сложно удержать свою внутреннюю траекторию, траекторию своего бизнеса, интегрировать те вещи, которые ты понял, в ту бизнесовую команду, которая с тобой не находилась. Поэтому тот факт, что Ваня со Стёпой сейчас тоже учатся в Сколково, очень радует меня.

Ребят спрашивают, почему они пошли учиться одновременно, ведь если бы пошли последовательно, познакомились бы с разными людьми, получили немного разные знания: в программе курса есть якори, но многое меняется от курса к курсу. Да, если ты идёшь в Сколково один, ты поучишься и понетворкишься с большим количество людей. Если вы идёте так называемым штабом — несколько человек — появляется возможность глубже погрузиться и проработать свою ситуацию, особенно, если вы работаете в одном бизнесе или если вы близкие люди. Есть немало людей, которые не справлялись и после обучения "убивали" свой бизнес — настолько сильным было разочарование, поэтому поддержка очень важна.

В Сколково сконцентрированы бизнесовые люди с разными кейсами, с реальными проблемами из разных отраслей и разных стран СНГ, плюс очень плотный формат занятий, когда ты очень много общаешься про свой бизнес, про чужой, где стираются границы и ты открыто рассказываешь о своих проблемах. Описать это словами, если ты не прожил — сложно. Ты настолько плотно находишься во всем процессе, что не хватает времени с женой поговорить: ложишься в 3-4 утра, в 8 утра зарядка (и лучше на неё сходить, потому что без неё ты 12 часов потом не вывезешь), до 9 душ, завтрак, в 10 начинается учеба. А параллельно ты ещё доделываешь какие-то вопросы, обсуждаешь, что не успел.

“Ты настолько плотно находишься во всем процессе, что не хватает времени с женой поговорить”

И так по 5 дней раз в месяц ты живешь в замкнутом пространстве (в лучших традициях тоталитарной секты) в кампусе, работаешь над своей ситуацией практически в изоляции от внешнего мира. Это, конечно, дает тебе понимание и переосмысление некоторых вещей, которые ты до этого читал, а тут взял — и понял. Это очень большая разница, когда до тебя наконец что-то доходит. Конечно, можно прийти и получить список таких вещей от коуча, например, или прочитать ещё больше книг. Но поскольку у тебя нет опыта осмысления, переживания, прохождения через нужные кризисы, такие теоретические знания тебе не помогут. В Сколково как раз провоцируют, создают такие ситуации неопределенности, чтобы ты прошёл их, прожил, понял, прочувствовал и разделил это понимание с другими людьми.

Этот опыт и знания приходят озарением сразу после учёбы, какие-то инсайты доходят постепенно. Порой тебе нужно приехать и обновить какие-то знания: после того, как ты отучился на практикуме, ты можешь с любым следующим практикумом прийти и участвовать бесплатно. Поскольку меняется контент и приглашенные эксперты, можно постоянно обновлять для себя информацию, быть в этом потоке. Если у тебя есть какой-то вопрос от сколковца сколковцу, то с большой долей вероятности с тобой встретятся и помогут, потому что у вас есть общий опыт, общий язык, общее понятийное поле, о котором я уже говорил.

А после обучения в любом случае надо перестраиваться, планировать большие вещи, но делать всё постепенно, обсуждать с командой, рефлексировать.

“Я исхожу из уверенности, что я не идиот”

То, что стало для меня очевидным после Сколково — что нам нужно менять формат планирования. Мы использовали схему, свойственную большим компаниям: планы на год, три, пять лет. На мой взгляд, она абсолютно непригодна для небольших бизнесов с бешеной динамикой, поэтому с ключевой командой мы пересмотрели сам процесс стратегирования, планирования, работу с целью и горизонт: куда мы идем и во что хотим трансформировать бизнес. Сейчас есть понимание, что текущая бизнес-модель — конечна, нам нужно меняться, перестраивать её, а это сложная история.

Ещё я понял очень важную вещь: ни одно большое дело не сделать в одиночку. В мире много отличных идей, под них можно найти хорошую бизнес-модель, чтобы всё закрутилось и начало приносить деньги, при этом в 5 случаях из 10 всё это ломается об организацию, о дальнейшее воплощение. Сейчас задача — быть в синхронизации с командой в бизнесе, чтобы мы говорили на одном языке и действовали, двигались в одном направлении. Если этого не будет, то все гениальные идеи ничего не стоят.

 

Команду я рассматриваю в широком смысле. На сегодняшний момент у нас небольшой бизнес, по формату — бутиковый. Например, у нас оборот X, способны ли мы втроём — близкие партнеры и собственники — сделать 10X? Нет. А кого ещё нужно вовлечь, чтобы 10X произошёл? Это вся команда бизнеса, потому что без вовлечения людей в эту историю — она не полетит. А если есть люди, без которых полетит, то ты идиот, что берешь их с собой. Я исхожу их уверенности, что я не идиот и что нет лишних людей в нашем бизнесе. Все люди на своих местах, и с ними важно быть в синхронизации, чтобы достигать цели и воплощать амбиции.

Интересно, что если проговаривать эти вещи, они кажутся очень простыми. Более того, они уже описаны в книгах. Пример, который я люблю приводить: что нужно сделать, чтобы похудеть? Меньше жрать, больше двигаться. Всё. Но при этом за этим стоит громадная индустрия, куча книг, людей, которые это не могу сделать. Здесь та же история — необходимо осознание и поиск собственного пути. Сколково дало мне больший уровень осознанности и осмысленности в том, что я делаю. Ты живешь-живешь, смотришь под ноги и ничего вокруг не видишь, замыкаешься в своём мирке, а в Сколково голова поднялась, посмотрел вверх, по сторонам. Мир — он более сложный, интересный, многогранный.

 
Open